Тема педагогического опыта
«Формирование гражданственности и патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности»
Сущность педагогического опыта
Мой опыт формировался в условиях опытно-экспериментальной работы школы по проблеме: «Интеграция социальной и образовательной среды Открытой Новой школы в развитии гражданской активности школьников», где программным ориентиром определено воспитание гражданина и его активной гражданской позиции. Именно поэтому работа в обозначенном направлении решает не только учебно-методические проблемы, но и задачу, зафиксированную в модели выпускника школы, который должен быть «духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личностью, способной на сознательный выбор жизненной гражданской позиции».
Таким образом, в основе моего опыта лежат решения, определенные педагогическим коллективом школы, заказом общества и государства. Актуальность проблемы, ее социально-педагогическая значимость обусловили выбор темы научного исследования «Формирование гражданственности и патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности».
Объект - воспитание учащихся в целостном учебно-воспитательном
процессе российской школы. Предмет - процесс
гражданского и патриотического воспитания подростков на уроках истории. Цель опыта – обеспечить средствами
предмета (история) воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной
личности, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной
ситуации.
Задачи:
- Развитие исторического критического мышления на основе материалов учебника в сочетании с реальной действительностью.
- Воспитание современного исторического сознания.
- Формирование исторической грамотности на современном уровне.
- Воспитание гражданской позиции через интерес к предмету история.
Гипотеза. Гражданское воспитание достигает качественного результата, если:
• гражданское самосознание подростка формируется на основе знания истории своего народа, на уважении к законам государства и правам другого человека;
• на уроке приоритет отдается диалоговым (интерактивным) формам и методам гражданского воспитания (дискуссии, обсуждение проблемных ситуаций, работа в группах, деловые и ролевые игры), формирующим самосознание гражданина, его гражданскую позицию.